В целях перспективного развития гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС), обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах в современных условиях реализуется комплекс мероприятий, направленных на дальнейшее совершенствование эффективной системы управления, реализацию мер по развитию системы реагирования на ЧС, повышение уровня пожарной безопасности, сокращение текущих затрат.
Данные мероприятия реализуются в строгом соответствии с полномочиями, которыми МЧС России наделено:
Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»;
Федеральным законом от 12 февраля 1998 г. №28-ФЗ «О гражданской обороне»;
Положением о МЧС России, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. № 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»;
постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» и иными нормативными правовыми актами в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
- Основные задачи
- Реализация целей и приоритетов социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, содержащихся в ежегодном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, а также в Указе Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»
- Реализация стратегических национальных приоритетов, направленных на обеспечение национальной безопасности Российской Федерации.
- Реализация Основ государственной политики Российской Федерации:
в области гражданской обороны (далее - ГО) на период до 2030 года;
в области защиты населения и территорий (далее - ЗНиТ) от ЧС на период до 2030 года;
в области обеспечения пожарной безопасности на период до 2030 года.
- Реализация государственной программы Российской Федерации «Защита населения и территорий от ЧС, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах».
- Реализация документов стратегического планирования в соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».
- Совершенствование мероприятий оперативной подготовки, а также дальнейшее развитие системы практической подготовки и обучения спасателей, пожарных, водолазов, кинологических расчетов и других категорий специалистов.
- Реализация Плана основных мероприятий в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на 2021 год.
- В области ГО:
продолжение работы по совершенствованию нормативно-правовой и методической базы в области ГО с учетом современных взглядов на защиту населения, материальных и культурных ценностей;
совершенствование методов и способов защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах, вследствие этих конфликтов, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера;
развитие нормативно-правовой базы муниципальных образований по вопросам ГО с учетом современных социально-экономических условий;
развитие сети наблюдения и лабораторного контроля (далее - СНЛК) ГО и защиты населения;
повышение готовности нештатных аварийно-спасательных формирований (далее - АСФ) и формирований по обеспечению выполнения мероприятий ГО субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления (далее - ОМСУ) и организаций, отнесенных к категории по ГО;
совершенствование системы управления ГО, а также систем оповещения и информирования населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах, вследствие этих конфликтов и ЧС;
выполнение мероприятий по поддержанию в постоянной готовности систем оповещения населения;
подготовка органов управления и сил ГО с учетом развития и внедрения новых приемов и способов организации и проведения аварийно-спасательных работ (далее - АСР), а также работ, связанных с решением других задач ГО;
проведение подготовки соответствующих групп населения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области ГО, в том числе в учебно-методических центрах по ГО и ЧС, а также в организациях по месту работы граждан и на курсах гражданской обороны по программам курсового обучения в области ГО;
обеспечение органов управления и сил ГО современной техникой и экипировкой, авиационно-спасательной техникой и медицинским оборудованием;
активизация работы по переработке и внедрению новых программ и форм подготовки всех групп населения, включая должностных лиц и работников в области ГО, в том числе с использованием компьютерных технологий;
активизация работ по накоплению, хранению и использованию в целях ГО запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;
совершенствование организации учета, содержания и использования средств коллективной и индивидуальной защиты населения, а также подготовка мероприятий по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, внедрение новых современных технических средств и технологий для выполнения мероприятий по ГО и защите населения;
принятие мер по соблюдению требуемого уровня обеспеченности средствами индивидуальной защиты установленных категорий населения;
повышение качества и эффективности командно-штабных учений и тренировок (далее - КШУ (ШТ)) по ГО, а также тактико-специальных учений (далее - ТСУ) с органами управления и силами ГО.
- В области ЗНиТ от ЧС:
своевременное и качественное выполнение плана мероприятий на 2018-2024 г. (I этап) реализации Основ государственной политики Российской Федерации в области ЗНиТ от ЧС природного и техногенного характера до 2030 г.;
формирование единого информационного пространства единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС (далее - РСЧС) за счет конвергенции действующих и вновь создаваемых информационных аналитических систем в автоматизированную информационно-управляющую систему РСЧС для обмена плановой и оперативной информацией (цифровая трансформация системы управления РСЧС);
внедрение единых стандартов обмена информацией, инновационных технологий и программного обеспечения («Искусственный интеллект») в области защиты населения и территорий от ЧС;
создание, развитие и внедрение информационных систем и технологий в области ЗНиТ от ЧС в рамках реализации федеральных проектов национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации»;
развитие органов повседневного управления функциональных и территориальных подсистем (далее -Фи ТП) РСЧС за счет внедрения современных технологий и технических средств мониторинга и прогнозирования ЧС, а также поддержки принятия решений;
внедрение новых подходов по предупреждению ЧС на потенциально опасных и критически важных объектах (далее - ПО и КВО), в том числе за счет создания условий для развития систем автоматического мониторинга технического состояния производственных фондов;
выявление объектов накопленного вреда окружающей среде, в том числе бесхозяйных, и организация мероприятий по ЗНиТ от рисков возникновения ЧС на них;
корректировка положений о функциональных подсистемах (далее - ФП) и территориальных подсистемах (далее - ТП) РСЧС в соответствии с действующим законодательством;
развитие систем оповещения и информирования населения об угрозе возникновения и о возникновении ЧС;
обеспечение внедрения системы вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» в субъектах Российской Федерации и разработка регламентов межведомственного взаимодействия;
обеспечение готовности к применению резервов финансовых и материальных ресурсов (далее - резервы), предназначенных для ликвидации ЧС природного и техногенного характера, и проработка вопроса по использованию финансовых ресурсов при выполнении мероприятий, направленных на предупреждение ЧС в условиях введения режима повышенной готовности;
совершенствование механизмов оперативного привлечения сил и средств федеральных органов исполнительной власти (далее - ФОИВ), а также совместных действий наземных и авиационных группировок при ЧС, в том числе биологического характера, а также вызванных сезонными рисками;
совершенствование взаимодействия с операторами связи при возникновении ЧС с учетом внедрения современных информационно-коммуникационных технологий;
обеспечение практического применения Мобильного комплекса приема и передачи информации Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» при организации космического мониторинга в период циклических рисков возникновения ЧС на территории Российской Федерации;
выполнение плана развития инфраструктуры Северного морского пути на период до 2035 года в части компетенции МЧС России;
совершенствование механизмов межведомственного взаимодействия при обеспечении мероприятий по безопасному мореплаванию в акватории Северного морского пути и на прилегающих к нему территориях.
2.1. При подготовке к пожароопасному сезону:
обеспечение готовности и организация в установленном порядке проверок готовности органов управления, систем оповещения населения, сил и средств Ф и ТП РСЧС к действиям по предупреждению и ликвидации ЧС в пожароопасный сезон;
разработка (корректировка) установленных планирующих документов (план действий по предупреждению и ликвидации ЧС, план предупреждения и ликвидации ЧС, вызванных природными пожарами, сводный план тушения природных пожаров, план тушения природных пожаров лесничеств, документы по планированию противопожарного обустройства лесов и др.);
проведение комплексных учений по отработке вопросов ликвидации ЧС, связанных с природными пожарами, защите населенных пунктов, объектов экономики и социальной инфраструктуры от лесных пожаров, а также по отработке вопросов межрегионального маневрирования сил и средств, предназначенных для тушения лесных пожаров;
обеспечение контроля за выполнением мероприятий, направленных на предотвращение угрозы распространения пожаров на населенные пункты, государственные природные заповедники и национальные парки;
своевременное принятие мер пожарной безопасности в лесах, введение режима ЧС и принятие необходимых мер по тушению пожаров;
организация космического мониторинга природных пожаров в пожароопасный сезон, в том числе с использованием мобильного приложения «Термические точки МЧС России»;
обеспечение готовности критически важных объектов (далее - КВО) и потенциально опасных объектов (далее - ПОО), населенных пунктов и объектов социального назначения, граничащих с лесными массивами, к защите от природных пожаров;
организация мероприятий по пропаганде знаний в области пожарной безопасности с использованием средств массовой информации (далее - СМИ), а также с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей;
организация контроля исполнения правообладателями территорий, примыкающих к лесам, мероприятий, направленных на защиту от угроз перехода природных пожаров на земли лесного фонда, сельскохозяйственного назначения и иных категорий;
организация проведения работ по противопожарному обустройству полос отвода автомобильных дорог, полос отвода и охранных зон железных дорог, линий связи и электропередач, газо- и нефтепроводов, в том числе по недопущению выжиганий сухой травы, разведения костров, сжигания хвороста, порубочных остатков и горючих материалов в указанных зонах.
2.2. При подготовке к паводкоопасному периоду:
обеспечение готовности органов управления, систем оповещения населения, сил и средств Ф и ТП РСЧС к действиям по предупреждению и ликвидации ЧС в паводкоопасный период;
обеспечение готовности систем инженерной защиты, гидротехнических сооружений в период прохождения весеннего половодья и летне-осенних паводков;
обеспечение подготовки водоочистных, канализационных сооружений, а также мест хранения минеральных удобрений и агрохимикатов к безопасному пропуску паводковых вод;
организация космического мониторинга состояния паводкоопасной обстановки на территории Российской Федерации;
внедрение информационных технологий прогнозирования развития паводкоопасной обстановки;
своевременное информирование населения о фактическом и ожидаемом состоянии водных объектов, возможном затоплении населенных пунктов и объектов экономики, возникновении угрозы безопасности населения;
заблаговременное создание запасов продовольственных товаров, товаров первой необходимости, медикаментов для населенных пунктов, с прогнозируемым риском нарушения транспортного сообщения;
обеспечение готовности сети наблюдательных гидрометеорологических и гидрометрических постов к функционированию в период паводка и принятие мер, направленных на обеспечение своевременности и полноты передачи прогностической и мониторинговой гидрометеорологической информации, связанной с развитием паводковой обстановки;
обеспечение предпаводковой сработки водохранилищ в целях создания свободной емкости, необходимой для безаварийного пропуска половодья;
обеспечение контроля за соблюдением собственниками водопроводных гидротехнических сооружений и эксплуатирующими их организациями установленных режимов пропуска половодья;
обеспечение обустройства всех сибиреязвенных скотомогильников, биотермических ям и мест захоронения трупов сибиреязвенных животных, попадающих в зоны возможного затопления, в соответствии с требованиями ветеринарно-санитарных правил;
организация контроля за санитарно-эпидемиологическим состоянием социально значимых учреждений, а также объектов водоснабжения и водоотведения;
организация мероприятий по пропаганде знаний в области обеспечения безопасности в паводкоопасный период с использованием СМИ, а также с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей.
- В области обеспечения пожарной безопасности:
оценка пожарных рисков на территории Российской Федерации, определение комплекса задач по их предотвращению;
совершенствование нормативно-правовой базы, в том числе с учетом риска причинения вреда третьим лицам в результате пожара;
обеспечение качественного повышения уровня защищенности населения и объектов защиты от пожаров;
повышение эффективности выявления и тушения лесных пожаров с применением авиации и современных информационных технологий;
выработка механизма по межрегиональному маневрированию и переброске сил и средств для тушения лесных пожаров;
выработка и реализация государственной научно-технической политики в области пожарной безопасности.
- В области обеспечения безопасности людей на водных объектах:
совершенствование подготовки населения навыкам безопасного поведения на водных объектах;
развитие и совершенствование нормативно-правовой базы в области обеспечения безопасности людей на водных объектах;
повышение эффективности профилактических мероприятий по предупреждению аварийности маломерных судов и обеспечению безопасности людей на водных объектах;
совершенствование взаимодействия территориальных органов ФОИВ и ОИВ субъектов Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности людей на водных объектах, в том числе по вопросам поиска и спасания людей на водных объектах.
- В области обеспечения единой информационной политики:
своевременное и объективное информирование населения об угрозе возникновения и при возникновении ЧС и происшествий.
- Руководителям федеральных органов исполнительной власти
Основные усилия по подготовке органов управления, сил ГО и функциональных подсистем РСЧС сосредоточить на выполнении следующих мероприятий:
организация комплекса мероприятий по реализации Стратегии в области развития ГО, ЗНиТ от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на период до 2030 года, а также Основ государственной политики Российской Федерации на период до 2030 года в области ГО, ЗНиТ от ЧС и в области пожарной безопасности;
организация разработки планирующих и распорядительных документов по подготовке в области ГО и защиты от ЧС;
участие в корректировке (переработке) планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС (далее - план действий) с учетом опыта ликвидации крупномасштабных ЧС, а также обеспечения санитарно-эпидемиологической благополучия населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) в 2020 году;
оказание методической помощи субъектам Российской Федерации по разработке планов действий с учетом местных особенностей, а также организация проверки их полноты и качества разработки;
реализация Концепции построения и развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный город», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 г. № 2446-р, в пилотных регионах Российской Федерации, в том числе финансирование проводимых мероприятий;
совершенствование нормативно-правовых, научно-методических и организационных основ управления рисками ЧС, обусловленных природными, техногенными угрозами и террористической деятельностью, с учетом разграничения предметов ведения и полномочий между ФОИВ и ОИВ субъектов Российской Федерации;
осуществление информирования населения через СМИ и интернет-ресурсы по проведению мероприятий ГО, ЗНиТ от ЧС природного и техногенного характера;
повышение эффективности мероприятий по предупреждению ЧС, террористической деятельности за счет разработки и внедрения новейших технологий и технических средств, применения методов программно-целевого планирования;
участие в формировании перечней потенциально опасных и критически важных объектов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
реализация программ развития системы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования ЧС, системы мониторинга КВО и ПОО;
дальнейшее развитие и реализация государственной политики по снижению рисков и смягчению последствий ЧС на всех уровнях;
совершенствование деятельности органов управления и сил функциональных подсистем РСЧС и ГО;
формирование культуры безопасности жизнедеятельности персонала отраслей и объектов, повышение уровня знаний и совершенствование навыков действий в условиях ЧС или угрозы ЧС;
обеспечение реализации новых подходов к повышению готовности ГО, совершенствованию ЗНиТ от ЧС, улучшению системы обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
развитие информационных систем, направленных на ЗНиТ от ЧС; проведение мероприятий по развитию СНЛК и актуализации нормативных правовых актов (далее - НПА) по вопросам ее функционирования;
создание, совершенствование (развитие и реконструкция) и поддержание в постоянной готовности систем оповещения населения;
эффективное выполнение мероприятий по управлению и восстановлению единой сети электросвязи Российской Федерации и сети почтовой связи при ЧС, планирование и проведение тренировок с операторами связи и ОИВ субъектов Российской Федерации для определения готовности сетей связи к угрозе возникновения ЧС;
строгое соблюдение и контроль реализации требований инженерно- технических мероприятий ГО и предупреждения ЧС, мероприятий радиационной, химической и медико-биологической (далее - РХБ) защиты населения, в том числе поддержание в готовности защитных сооружений ГО, создание и содержание в соответствии с установленными правилами и требованиями запасов (резервов) средств индивидуальной защиты (далее - СИЗ), приборов радиационной, химической разведки и контроль иных материально-технических средств;
дальнейшее развитие и реализация на всех уровнях управления экономических механизмов регулирования деятельности по снижению рисков и смягчению последствий ЧС природного и техногенного характера;
проведение работы по накоплению и освежению материальных ресурсов для ликвидации ЧС природного и техногенного характера;
проработка вопроса возможности использования резервов при выполнении мероприятий, направленных на предупреждение ЧС;
развитие информационного обмена между органами повседневного управления за счет формирования единого информационного пространства;
проведение обязательной подготовки должностных лиц органов управления и сил ГО;
организация проведения КШУ (ШТ), комплексных и других учений и тренировок с органами управления, силами ГО и функциональных подсистем РСЧС, с отработкой в том числе вопросов использования страхового фонда документации;
качественное обучение работников ФОИВ и подведомственных организаций в области ГО, защиты от ЧС и пожарной безопасности в соответствии с требованиями действующего законодательства;
создание условий для безопасной реализации крупных экономических и инфраструктурных проектов в Арктической зоне Российской Федерации;
повышение уровня безопасности населения, проживающего в Арктической зоне Российской Федерации;
разработка и реализация планов основных мероприятий в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах федеральных органов исполнительной власти на 2021 год.
Мероприятия проводить с периодичностью:
участие в подведении итогов деятельности в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах в текущем году и постановке задач на следующий год с руководителями территориальных органов ФОИВ, ОИВ субъектов Российской Федерации, ОМСУ и организаций, расположенных в пределах субъекта Российской Федерации (одинраз в год);
участие в совместных комплексных учениях в субъектах Российской Федерации по отработке вопросов ликвидации ЧС, связанных с весенним половодьем, природными пожарами, защите населенных пунктов, объектов экономики и социальной инфраструктуры от лесных пожаров, а также по отработке вопросов межрегионального маневрирования силами и средствами, предназначенными для тушения лесных пожаров (один раз в год);
участие в КШУ по ликвидации природных и техногенных ЧС межрегионального и федерального характера (одинраз в год);
участие во Всероссийской штабной тренировке по ГО (один раз в год, 4 квартал);
участие во внеплановых КШУ и тренировках по ликвидации природных и техногенных ЧС межрегионального и федерального характера с участием Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности и рабочей группы Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности;
участие соответствующих органов повседневного управления функциональных подсистем РСЧС в тренировках по обмену информацией под руководством Главного управления «Национальный центр управления в кризисных ситуациях» МЧС России (далее - ГУ НЦУКС), ЦУКС территориальных органов МЧС России по субъектам Российской Федерации (по отдельному плану);
участие в инструкторско-методическом занятии с персоналом органов повседневного управления РСЧС по порядку совместных действий при организации информационного взаимодействия при решении задач в области ГО, ЗНиТ от ЧС, а также при осуществлении мер информационной поддержки принятия решений в области ГО, ЗНиТ от ЧС (на базе территориального органа МЧС России).
- Руководителям ОИВ субъектов Российской Федерации, ОМСУ
Основные усилия по подготовке органов управления, сил ГО и территориальных подсистем РСЧС направить на:
организацию комплекса мероприятий по реализации Стратегии в области развития ГО, ЗНиТ от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на период до 2030 года, а также Основ государственной политики Российской Федерации на период до 2030 года в области ГО, ЗНиТ от ЧС и в области пожарной безопасности;
реализацию стратегий социально-экономического развития регионов с учетом развития системы предупреждения ЧС и обеспечения безопасности жизнедеятельности населения;
разработку (корректировку) и реализацию документов территориального планирования с учетом снижения экономических и материальных потерь от ЧС;
участие в формировании перечней ПО и КВО в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
выявление бесхозяйных потенциально опасных объектов, а также объектов накопленного вреда окружающей среде и обеспечение ЗНиТ от угроз ЧС и пожаров на них;
корректировку планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС на муниципальном и региональном уровне, обратив особое внимание на распределение сил и средств по участкам работ при возможных ЧС, а также подготовку запросов на привлечение сил соседних субъектов Российской Федерации и ФОИВ при недостаточности региональной группировки;
организацию подготовки населения в области ГО и защиты от ЧС в соответствии с требованиями действующего законодательства;
проведение учений и тренировок в рамках РСЧС с практической отработкой вопросов готовности к действиям по предупреждению и ликвидации ЧС, в том числе внеплановых;
разработку соответствующих документов стратегического планирования, в том числе государственных программ субъектов Российской Федерации, и отражение в них самостоятельных разделов по вопросам развития и повышения готовности сил ГО, а также территориальных подсистем РСЧС;
реализацию Концепции построения и развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный город», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 г. № 2446-р, в муниципальных образованиях, их интеграцию в комплексную систему безопасности жизнедеятельности населения субъектов Российской Федерации, в том числе финансирование проводимых мероприятий в рамках региональных программ и бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
создание, развитие и организацию эксплуатации системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112»;
совершенствование нормативно-правовой и методической базы, а также механизмов ее практической реализации в области ГО, ЗНиТ от ЧС и обеспечения пожарной безопасности, повышение защищенности КВО, создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС на региональном и муниципальном уровнях, обратив особое внимание на соответствие законодательства субъектов Российской Федерации федеральному законодательству, с учетом разграничения предметов ведения и полномочий между ОИВ в Российской Федерации;
организацию работы по накоплению материальных ресурсов в резервах для ликвидации ЧС в соответствии с утвержденными номенклатурой и объемами. Рассмотрение вопроса по использованию финансовых ресурсов при выполнении мероприятий, направленных на предупреждение ЧС, в условиях введения режима функционирования повышенной готовности;
организацию освежения резервов (запасов) СИЗ для населения в соответствии с действующими НПА;
формирование в соответствующих бюджетах необходимых объемов финансовых средств и их выделение на создание и оснащение техническими средствами, предназначенными для тушения пожаров и проведения АСР, подразделений пожарной охраны;
реализацию соглашений между МЧС России и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации о передаче МЧС России осуществления части полномочий;
обеспечение готовности пунктов временного размещения населения, пострадавшего в результате ЧС;
совершенствование и развитие нормативной базы муниципальных образований по вопросам ГО, предупреждения и ликвидации ЧС природного и техногенного характера;
обеспечение финансирования мероприятий региональных целевых программ по снижению рисков и смягчению последствий ЧС природного и техногенного характера, обеспечению пожарной безопасности в субъектах Российской Федерации;
создание, совершенствование (развитие и реконструкцию) и поддержание в постоянной готовности систем оповещения населения, в том числе комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении ЧС;
обеспечение оповещения населения, проживающего в сельской местности, отдаленных населенных пунктах, а также на территориях, не охваченных автоматизированными системами централизованного оповещения;
использование для оповещения и информирования населения об угрозах возникновения (возникновении) ЧС всех существующих специализированных средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей;
осуществление информирования населения через СМИ, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, и по иным каналам о состоянии ЗНиТ от ЧС и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых ЧС, о приемах и способах защиты населения от них;
содействие территориальным органам МЧС России в предоставлении участков местности для установки и (или) в установке специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей в рамках создания Общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения, а также в выделении эфирного времени в целях своевременного оповещения и информирования населения о ЧС и подготовки населения в области защиты от ЧС;
проведение мероприятий по развитию систем информирования и оповещения в целях подготовки населения в области ГО, защиты от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, а также охраны общественного порядка;
совершенствование подготовки населения в области ГО, защиты от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на основе требований нормативных документов;
наполнение Атласа природных и техногенных опасностей и рисков чрезвычайных ситуаций Российской Федерации;
проведение мероприятий по развитию СНЛК и актуализации НПА по вопросам ее функционирования;
проведение мероприятий по созданию систем стационарного дистанционного мониторинга инженерных систем КВО;
принятие мер по совершенствованию учебно-методических центров по ГО и ЧС субъектов Российской Федерации, курсов ГО муниципальных образований и учебно-консультационных пунктов ГО и ЧС, а также всестороннее обеспечение их деятельности;
участие в развитии и совершенствовании центров управления в кризисных ситуациях территориальных органов МЧС России (далее - ЦУКС) и единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований (далее - ЕДДС) как органов повседневного управления РСЧС на соответствующих уровнях;
дооснащение подразделений современными многофункциональными беспилотными авиационными системами самолетного, вертолетного и комбинированного типов малого класса с различными радиусами действия;
осуществление по результатам инвентаризации комплекса мер по созданию и повышению готовности материально-технической базы в целях ГО и ЗНиТ от ЧС;
дальнейшее создание и оснащение нештатных АСФ, нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне (далее - НФГО) и аварийно-спасательных служб с учетом современных угроз;
организацию своевременной и качественной подготовки докладов о состоянии ГО;
обеспечение в части, касающейся реализации плана повышения защищенности КВО в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях;
организацию работ по созданию и сохранению страхового фонда документации на объекты повышенного риска и объекты систем жизнеобеспечения населения;
осуществление мер по повышению взаимодействия территориальных органов МЧС России и органов управления образованием субъектов Российской Федерации в проведении ежегодных школьных, муниципальных, региональных и межрегиональных соревнований «Школа безопасности», и полевых лагерей «Юный спасатель», «Юный пожарный» и «Юный водник»;
подготовку ОМСУ к решению задач ГО, ЗНиТ от ЧС, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, закрепленных Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
проведение совместно с заинтересованными ФОИВ, их территориальными органами и организациями проверок готовности сил и средств, предназначенных для ликвидации ЧС и пожаров, особенно с учетом циклических рисков;
совершенствование культуры безопасности жизнедеятельности населения, форм и методов информационного обеспечения деятельности в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС, пожаров и происшествий, в том числе связанных с дорожно-транспортными происшествиями (далее - ДТП) и происшествиями на водных объектах, экстремальным и неорганизованным туризмом;
создание инфраструктуры для организации оказания помощи пострадавшим при ДТП на автомобильных дорогах федерального и регионального значения с использованием авиационных технологий;
развитие и совершенствование системы управления и обмена информацией в области ГО и ЗНиТ от ЧС;
продолжение создания единой системы предварительного планирования действий пожарных и спасателей при ЧС на объектах, нарушение режима функционирования которых может привести к катастрофическим последствиям;
выполнение требований законодательства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья;
организацию планирования и проведения тренировок с операторами связи для определения готовности сетей связи к угрозе возникновения и возникновению ЧС (далее - тренировки) не менее двух раз в год;
организацию участия соответствующих органов повседневного управления ТП РСЧС в тренировках с отработкой практических действий участников тренировок;
планирование и реализацию превентивных мероприятий, в том числе инженерно-технического характера, по защите населенных пунктов и объектов инфраструктуры региона от наиболее разрушительных опасных природных быстроразвивающихся процессов и явлений;
разработку и реализацию планов основных мероприятий в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах субъектов Российской Федерации на 2021 год.
1. Мероприятия по подготовке органов управления
Основными мероприятиями оперативной подготовки считать: подведение итогов деятельности органов управления и сил РСЧС по вопросам предупреждения и ликвидации ЧС природного и техногенного характера;
КШУ по ликвидации природных и техногенных ЧС межрегионального и федерального характера;
Всероссийская штабная тренировка по ГО;
учебно-методические сборы с руководителями постоянно действующих органов управления и органов повседневного управления РСЧС (должностными лицами структурных подразделений, уполномоченных на решение задач в области ЗНиТ от ЧС и (или) ГО);
ежемесячное подведение итогов с органами повседневного управления по вопросам реагирования в ходе ликвидации ЧС (происшествий) и ежедневных тренировок;
учения (тренировки) с рабочей группой Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности, учения (тренировки) с органами управления и силами РСЧС.
Основными формами оперативной подготовки органов управления РСЧС и ГО определить учения (тренировки), тренировки ГУ НЦУКС, ЦУКС с органами повседневного управления Ф и ТП РСЧС, а также сборы, групповые и практические занятия.
Мероприятия проводить с периодичностью: а) для ОИВ субъектов Российской Федерации:
участие в совместных комплексных учениях по отработке вопросов ликвидации ЧС, связанных с весенним половодьем, природными пожарами, защитой населенных пунктов, объектов экономики и социальной инфраструктуры от лесных пожаров, а также по отработке вопросов межрегионального маневрирования силами и средствами, предназначенными для тушения лесных пожаров (один раз в год, 1 квартал);
участие в подведении итогов деятельности в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах в текущем году и постановке задач на следующий год с руководителями территориальных органов ФОИВ, ОИВ субъектов Российской Федерации, ОМСУ и организаций, расположенных в пределах субъекта Российской Федерации (одинраз в год);
участие в КШУ по ликвидации природных и техногенных ЧС межрегионального и федерального характера (одинраз в год);
участие во Всероссийской штабной тренировке по ГО (одинраз в год); участие в комплексной тренировке (далее - КТ) с рабочей группой Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности, органами управления силами Ф и ТП РСЧС по ликвидации природных и техногенных ЧС межрегионального и федерального характера (по отдельному плану);
участие соответствующих органов повседневного управления территориальной подсистемы РСЧС в тренировках по обмену информацией под руководством ГУ НЦУКС и ЦУКС (по отдельному плану); б) для ОМСУ:
участие в учебно-методическом сборе, проводимом в субъекте Российской Федерации по подведению итогов деятельности в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах в текущем году и постановке задач на следующий год с руководителями территориальных органов ФОИВ, ОИВ субъектов Российской Федерации, ОМСУ и организаций, расположенных в пределах субъекта Российской Федерации (одинраз в год);
участие руководителей ОМСУ, председателей комиссий по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности (далее - КЧС и ОПБ) муниципальных образований в подведении итогов по результатам реагирования органов управления и сил Ф и ТП РСЧС за квартал под руководством главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации {ежеквартально, в режиме видеоконференцсвязи);
участие руководителей ОМСУ, председателей КЧС и ОПБ муниципальных образований в ежемесячных подведениях итогов с органами повседневного управления по результатам реагирования и ежедневных тренировок;
участие ЕДДС в подведении итогов деятельности за сутки (месяц) под руководством ЦУКС (ежедневно);
участие в проведении смотра-конкурса на звание «Лучшая ЕДДС муниципального образования» (в течение года);
участие в КШУ по ликвидации природных и техногенных ЧС межрегионального и федерального характера под руководством МЧС России (одинраз в год, 1-2 квартал);
участие во Всероссийской штабной тренировке по ГО (одинраз в год); участие в КТ с рабочей группой Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности, органами управления силами Ф и ТП РСЧС по ликвидации природных и техногенных ЧС межрегионального и федерального характера под руководством МЧС России (по отдельному плану);
участие в тренировке с ЦУКС, оперативными группами местного пожарноспасательного гарнизона, ЕДДС {по отдельному плану, не реже 2-х раз в месяц);
тренировка по проверке готовности к применению резервных источников энергоснабжения пунктов управления {еженедельно, по четвергам).
Состав ФОРШ, их территориальных органов, ОИВ субъектов Российской Федерации и ОМСУ, принимающих участие в КТ с рабочей группой Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности под руководством МЧС России и КТ с органами управления и силами РСЧС, определяется руководителем КТ заблаговременно при планировании КТ и доводится до участников в установленном порядке.
При проведении учений (тренировок) особое внимание уделить оценке реальности имеющихся планов:
ГО и защиты населения (ГО) субъекта Российской Федерации (муниципальных образований, организаций);
действий субъекта Российской Федерации (муниципальных образований) по предупреждению и ликвидации ЧС;
основных мероприятий субъекта Российской Федерации (муниципальных образований, органов управления, организаций) на год;
финансового обеспечения спланированных мероприятий по ГО, ЗНиТ от ЧС природного и техногенного характера;
выполнения мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению и эвакуации населения.
При планировании учений (тренировок) предусматривать выполнение мероприятий по приведению органов управления, сил ГО и РСЧС в различные степени готовности и режимы функционирования, переводу ГО на работу в условиях военного времени, защите населения и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, ликвидации последствий террористических актов во взаимодействии с заинтересованными ФОИВ, ОИВ субъектов Российской Федерации и ОМСУ.
Темы учений (тренировок) определять исходя из особенностей регионов и задач, выполняемых Ф и ТП РСЧС.
В ходе учебно-методических (учебных) сборов проводить:
ФОИВ, ОИВ субъектов Российской Федерации и ОМСУ - практические занятия по действиям должностных лиц ОИВ, ОМСУ, КЧС и ОПБ при ликвидации аварий на ПОО и организации защиты населения в ЧС;
руководителям организаций - показные занятия с АСФ по ликвидации ЧС и организации эвакуации рабочих и служащих;
руководителям предприятий (учреждений, организаций)
с негосударственной формой собственности - занятия с рабочими и служащими по действиям при возникновении ЧС.
КШУ, тактико-специальные (специальные) учения проводить по комплексным темам, рассматривая вопросы ликвидации ЧС, прогнозируемых на соответствующей территории, по приведению в готовность и ведению ГО.
Оценку обстановки и выработку решений в ходе учений и тренировок по выполнению задач ГО, ликвидации ЧС осуществлять на основе оперативных расчетов с привлечением для обработки информации ЕДДС и территориальных центров мониторинга и прогнозирования ЧС.
Использовать информацию о реально складывающейся на территории обстановке с применением типовых моделей и методик решения оперативных задач.
При проведении практических занятий на местности, учебных полигонах и объектах создавать обстановку, максимально приближенную к реальным условиям ЧС. При этом с обучаемыми в обязательном порядке должны проводиться тренировки в СИЗ органов дыхания в составе подразделений и расчетов, в том числе в непригодной для дыхания среде, в соответствии с порядком, установленным Наставлением по газодымозащитной службе
МЧС России и методическими указаниями по проведению соответствующих занятий.
При проведении практических мероприятий обеспечить соблюдение мер безопасности.
- Задачи по подготовке органов повседневного управления
Продолжить работу по выполнению следующих мероприятий: внедрение и развитие аппаратно-программных комплексов «Безопасный город» на базе ЕДДС в целях обеспечения реализации возложенных на них задач и функций;
внедрение в работу органов повседневного управления информационной системы дистанционного мониторинга лесных пожаров Федерального агентства лесного хозяйства (ИСДМ-Рослесхоз);
повышение оперативности действий при организации управления силами РСЧС, взаимодействии с оперативными дежурными службами ФОИВ, организациями системы мониторинга и прогнозирования ЧС, органами управления и силами Ф и ТП РСЧС, формированиями ГО при ликвидации ЧС, тушении пожаров, оповещении населения;
совершенствование системы мониторинга и прогнозирования возможных ЧС на основе рисков их возникновения на объектах Ф и ТП РСЧС, своевременное доведение прогноза и контроля выполнения превентивных мероприятий;
формирование в соответствующих бюджетах необходимых объемов финансовых средств и их выделение на создание, оснащение техническими средствами и функционирование ЕДДС;
внедрение специального, сертифицированного программного обеспечения по оценке последствий ЧС, обусловленных выбросом аварийно химических опасных веществ (далее - АХОВ) (радиоактивных веществ), в деятельность ЕДДС с целью выполнения задач по прогнозированию возможной обстановки, подготовке предложений по действиям привлекаемых сил и средств в соответствии с ГОСТ Р 22.7.01-2016 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения»;
развитие автоматизированных информационно-управляющих систем, баз данных геоинформационных систем в вопросах сбора, обработки, оценки и передачи информации в вышестоящие и взаимодействующие органы управления РСЧС;
развитие автоматизированных систем и комплексов мониторинга и прогнозирования обстановки с учетом особенностей территории; совершенствование нормативно-правовой базы ЕДДС;
разработка (корректировка) алгоритмов действий, инструкций и справочных материалов для дежурного персонала ЕДДС по каждому виду ЧС, которые могут возникнуть на территории муниципального образования (субъекта Российской Федерации);
организация тесного взаимодействия ЕДДС с диспетчерскими службами по вопросам приема, обработки, передачи и перераспределения информации между диспетчерскими службами и АСФ, реагирования на возникающие ЧС и происшествия;
оснащение ЕДДС современными средствами связи.
Подготовку специалистов ЕДДС (дежурно-диспетчерских служб) (далее - ДДС) осуществлять:
в учебно-методических центрах и на курсах ГО, учебных центрах и учебных пунктах федеральной противопожарной службы (далее - ФПС), других образовательных организациях, имеющих соответствующие лицензии и программы обучения специалистов указанного вида деятельности;
в ходе проведения занятий по профессиональной подготовке - один день в месяц по 6-8 часов. Тематику определять исходя из решаемых вопросов и характерных ЧС, а также личной подготовленности специалистов;
в ходе проведения ежедневных инструктажей заступающих дежурных смен;
в ходе проведения тренировок со сменами ЕДДС (ДДС), при проведении различных учений и тренировок с органами управления и силами РСЧС, на которые привлекаются ЕДДС (ДДС).
В ходе подготовки персонала ЕДДС (ДДС) особое внимание сосредоточить на организацию приема информации об угрозе возникновения или возникновении ЧС, своевременном оповещении органов управления, сил РСЧС и населения.
Не реже одного раза в полгода принимать зачеты, по результатам которых принимать решение о допуске специалистов ЕДДС (ДДС) к работе.
- Задачи по подготовке органов управления, аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных и поисково-спасательных формирований РСЧС
Основные усилия при подготовке органов управления, аварийно- спасательных служб (далее - АСС), аварийно-спасательных и поисковоспасательных формирований (далее - ПСФ) направить на поддержание их в постоянной готовности к применению по предназначению и дальнейшее совершенствование практических навыков при проведении АСР в различных ситуациях, совершенствование тактики действий, возможностей АСС, АСФ, ПСФ и организации взаимодействия в сложных условиях.
ОИВ субъектов Российской Федерации, ОМСУ, руководителям организаций проводить подготовку АСС, АСФ и ПСФ в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 г. № 1091 «О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя».
При подготовке АСС, АСФ и ПСФ особое внимание уделять специальной, физической и психологической подготовке личного состава к действиям при угрозе и (или) возникновении ЧС.
При проведении тактико-специальных учений (далее - ТСУ), тренировок с АСС, АСФ и ПСФ создавать обстановку, максимально приближенную к реальным условиям при возникновении ЧС.
Планировать с АСС, АСФ и ПСФ проведение ТСУ и тренировок перед наступлением характерных для субъектов Российской Федерации и муниципальных образований сезонных ЧС, угрожающих безопасности населения, территориям и объектам.
В ходе проведения ТСУ отрабатывать вопросы организации взаимодействия АСС, АСФ и ПСФ с подразделениями органов внутренних дел, медицинскими организациями, подразделениями пожарной охраны, спасательными воинскими формированиями (далее - СВФ), военизированными горноспасательными частями (далее - ВГСЧ) и Государственной инспекцией по маломерным судам МЧС России (далее - ГИМС), общественными спасательными организациями и волонтерами-спасателями.
При проведении корректировки планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, организаций обращать особое внимание на вопросы прогнозирования ЧС, состава группировки сил, их эшелонирования, наличия АСС, АСФ и ПСФ соответствующего профиля, их укомплектованности, оснащенности согласно решаемым задачам.
Организовать оказание методической помощи молодежным общественным объединениям, ведущим работу по подготовке спасателей. При привлечении волонтеров-спасателей к ликвидации последствий ЧС или проведении тренировок координировать их деятельность или усиливать ими АСС, АСФ и ПСФ, закрепляя волонтеров-спасателей за наиболее подготовленными специалистами АСФ.
Обучение специалистов АСС, АСФ и ПСФ с целью повышения квалификации проводить в учебно-методических центрах или иных образовательных организациях на договорной основе.
Начальникам АСС, АСФ и ПСФ осуществлять организационное и методическое руководство профессиональным обучением спасателей и организовать контроль его проведения.
Аттестационным комиссиям по аттестации АСС, АСФ, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, при первичной и периодической аттестации проводить проверки знания руководителями и личным составом АСС, АСФ и ПСФ правил, норм и инструкций по проведению АСР, их практических навыков, физических и морально-волевых качеств по соответствующим квалификациям.
Особое внимание при аттестации обращать на техническую оснащенность АСС, АСФ и ПСФ, уровень подготовленности спасателей и наличие соответствующих аттестационных документов на право ведения АСР.
Обеспечить качественную подготовку АСС, АСФ и ПСФ проведением практических занятий по изучению нормативной правовой базы.
Подготовку спасателей, независимо от их ведомственной принадлежности, по программе «Особенности ведения поисково-спасательных работ в условиях Арктического региона» осуществлять на базе Арктического спасательного учебно-научного центра «Вытегра» и Байкальского поисково-спасательного отряда МЧС России.
Использовать полигонную базу ВНИИПО МЧС России в г. Оренбурге для разработки и апробации новых технологий и способов тушения пожаров на объектах топливно-энергетического комплекса Арктического региона, а также для практической подготовки пожарно-спасательных и аварийно-спасательных формирований (любой формы собственности) к действиям в условиях низких температур.
Начальникам ACC, АСФ и ПСФ организовать подготовку личного состава к участию во Всероссийских сборах по подготовке спасателей к действиям в ЧС природного и техногенного характера под руководством МЧС России и XVIII Чемпионате по служебно-прикладному виду спорта «Многоборье спасателей МЧС России».
3.1. Особенности подготовки нештатных АСФ, НФГО
Создание и подготовка нештатных АСФ (далее - НАСФ) и НФГО осуществляется в соответствии с федеральными законами от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне», от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ «Об аварийно- спасательных службах и статусе спасателей», постановлением Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. № 841 «Об утверждении Положения о подготовке населения в области гражданской обороны», приказом МЧС России от 23.12.2005 № 999 «Об утверждении порядка создания нештатных аварийно- спасательных формирований» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 января 2006 г., регистрационный № 7383), приказом МЧС России от 18.12.2014 № 701 «Об утверждении Типового порядка создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 февраля 2015 г., регистрационный № 36034).
Основные усилия сосредоточить на подготовке сил ГО на ПОО.
При разработке нормативных актов по созданию НАСФ и НФГО в субъектах и муниципальных образованиях добиваться выполнения требований НПА. Нормативные документы не должны носить рекомендательный характер. Силы ГО создаются на предприятиях, независимо от форм собственности.
Уточнение реестров проводить ежегодно после проведения текущей корректировки планов ГО. Разрабатывать и вести реестры организаций, создающих НАСФ и НФГО.
При обучении руководителей и личного состава НАСФ и НФГО основное внимание уделять организации и проведению практических занятий на объектах экономики и специальных полигонах учебно-материальной базы субъекта. С этой целью допускается увеличение количества учебных часов на изучение практических вопросов с учетом местных условий.
Обучение руководителей НАСФ и НФГО проводить в учебно-методических центрах по ГО и ЧС субъектов Российской Федерации и других образовательных организациях, осуществляющих свою деятельность по дополнительным профессиональным программам в области ГО, а также на курсах ГО муниципальных образований в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. № 841 «Об утверждении Положения о подготовке населения в области гражданской обороны».
Подготовку личного состава НАСФ осуществлять:
по программам подготовки к ведению АСР;
в ходе ежегодного курсового обучения в организациях по месту работы по программе, разработанной в соответствии с требованиями Примерной программы курсового обучения личного состава НАСФ от 22.02.2017 №2-4-71-8-14;
путем проведения учений, тренировок, соревнований, а также практических мероприятий по ликвидации последствий аварий и катастроф.
Подготовка НАСФ и НФГО включает:
курсовое обучение руководителей НАСФ и НФГО на курсах ГО, в учебнометодических центрах или в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области ГО и защиты от ЧС;
проведение аттестации НАСФ в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 г. № 1091 «О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя».
Основой проверки готовности НАСФ и НФГО к действиям по предназначению считать качественную организацию и проведение учений (практических тренировок) на реальном объекте или полигоне с выполнением необходимых для данного предприятия задач и нормативов.
Ежегодно в период сборов с руководящим составом для всех категорий органов управления и организаций проводить под руководством территориальных органов МЧС России показные учения с привлечением НАСФ и НФГО.
Планировать на учениях с НАСФ и НФГО отработку задач по ликвидации последствий террористических актов, при переводе экономики с мирного на военное время, во взаимодействии с другими силами ГО и ФОИВ. В ходе учений отрабатывать учебные вопросы в СИЗ с использованием приборов радиационной и химической разведки.
Состояние готовности НАСФ и НФГО к действиям по предназначению осуществлять в ходе проверок, проводимых МЧС России и его территориальными органами, органами управления субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, уполномоченными на решение задач в области ГО и защиты населения, согласно планам основных мероприятий на текущий год, а также при проведении КШУ с органами управления с привлечением территориальных и объектовых НАСФ и НФГО.
При определении готовности НАСФ и НФГО к действиям
по предназначению также оценивать:
обеспеченность формирований СИЗ, техникой, имуществом и спецодеждой, порядок хранения материально-технических средств и их готовность к использованию;
состояние пунктов управления, время сбора формирований и выхода в районы сосредоточения или к объектам проведения работ.
Ежегодно проводить анализ методического руководства создания, подготовки и обеспечения готовности сил ГО в территориальных органах МЧС России, органах управления субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и в организациях. По результатам анализа до 10 декабря подводить итоги, отражать их в годовых распорядительных документах, в которых определять состояние сил ГО и вопросы по их совершенствованию.
3.2. Особенности подготовки ACC и АСФ, созданных субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями
Основной задачей подготовки АСС (АСФ) считать дальнейшее повышение их готовности к ведению поисково-спасательных работ при ЧС природного и техногенного характера.
Подготовку руководящего состава АСС (АСФ) направить на выработку организаторских и методических навыков проведения комплекса мероприятий по организации деятельности подчиненных формирований к выполнению задач по предназначению.
Основными формами подготовки руководящего состава АСС (АСФ) считать участие в учебно-методических сборах, учениях, тренировках, комплексных и целевых проверках, а также реагирование на ЧС.
Повышение квалификации начальников АСС (АСФ) и их заместителей осуществлять в Институте развития МЧС России ФГБВОУ ВО «Академии гражданской защиты МЧС России» и в ходе проведения учебных сборов.
В результате повышения квалификации начальники АСС (АСФ) должны уметь оперативно и эффективно осуществлять руководство подчиненными формированиями, прогнозировать и оценивать обстановку, принимать экстренные меры по обеспечению защиты населения, координировать деятельность и организовывать взаимодействие с силами РСЧС.
Профессиональная подготовка спасателей.
Организовывать и проводить в соответствии с Программой профессиональной подготовки спасателей, утвержденной в установленном порядке, по общей и специальной тематике в местах постоянной дислокации АСС (АСФ) в составе дежурных смен. К проведению занятий привлекать спасателей не ниже 2 класса, преподавателей (специалистов) учебно-методических центров по ГО и ЧС, должностных лиц главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации, а также других организаций соответствующего профиля на договорной основе.
При проведении практических занятий основное внимание обращать на приобретение навыков и умений по предметам обучения и соблюдение правил и мер безопасности при проведении АСР.
В целях повышения квалификации спасателей, а также спасателей, подготовка которых требует специальной подготовки с выдачей квалификационных документов (водолазных врачей, водолазов, парамедиков, газоспасателей, горноспасателей и др.), направлять их для обучения на договорной основе в образовательные организации, имеющие соответствующие лицензии.
Первоначальное обучение спасателей, вновь принятых на работу, проводить в соответствии с Программой первоначальной и профессиональной подготовки спасателей МЧС России на базе образовательных организаций, имеющих лицензию установленного образца.
Квалификационные испытания (зачеты) по водной, горной, десантной и воздушно-десантной подготовке планировать и проводить 1 раз в полгода в период учебных сборов.
На учениях и тренировках практически отрабатывать вопросы взаимодействия с СВФ, территориальными и ведомственными АСС (АСФ) и пожарно-спасательными формированиями.
Обратить внимание на подготовку спасателей, осуществляющих проведение аварийно-спасательных работ в Арктической зоне Российской Федерации.
Противопожарная подготовка.
Проводить пожарно-тактические учения спасателей не реже 1 раза в полгода согласно плану противопожарной защиты территории (объекта) во взаимодействии с территориальными подразделениями ФПС.
Первая помощь.
Проводить не реже 1 раза в месяц тренировки спасателей по отработке нормативов по оказанию первой помощи в ЧС.
Психологическая подготовка.
Направить на приобретение необходимого уровня знаний, навыков и умений в области психологии, необходимых для эффективного решения профессиональных задач при проведении поисково-спасательных, аварийно- спасательных работ в зонах ЧС, на пожарах, а также задач, стоящих перед спасателями в повседневной профессиональной деятельности; формирование и развитие профессионально важных качеств, профилактику негативных последствий профессиональных стрессов.
Парашютно-спасательная и десантная подготовка.
Парашютно-спасательную и десантную подготовку спланировать и организовать в соответствии с требованиями Воздушного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»,
Федеральных авиационных правил поиска и спасания в Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2008 г. № 530 «Об утверждении Федеральных авиационных правил поиска и спасания в Российской Федерации», иных НПА в области авиационно- космического поиска и спасания, разработанных Федеральным агентством воздушного транспорта и утвержденных в установленном порядке.
Начальникам спасательных формирований, руководителям учреждений и организаций воздушного транспорта при организации и проведении мероприятий по освоению технологий воздушного десантирования обеспечить соблюдение требований безопасности, исключающие предпосылки к парашютным происшествиям и травматизму при выполнении десантирования.
К выполнению парашютного и беспарашютного десантирования допускать лиц, прошедших теоретическую и наземную подготовку, сдавших зачеты с оценкой не ниже «хорошо», имеющих положительное заключение медицинского освидетельствования. Допуск оформляется приказом руководителя организации воздушного транспорта.
Подготовку спасателей к десантированию осуществлять в ходе плановых занятий в организациях воздушного транспорта, а также в ходе учебных сборов регионального уровня.
Основным методом обучения считать практические занятия по выполнению спусков спасателей из вертолета в режиме висения с применением спусковых устройств и штатного десантного оборудования вертолета. Проведение практических занятий с применением спусковых устройств планировать не менее 2 раз в течение периода обучения.
Допуск специалистов парашютно-десантной службы и спасателей к эксплуатации средств десантирования, выполнению задач по предназначению, выполнению учебно-тренировочных прыжков с парашютом и освоению новых типов парашютных систем оформлять приказом руководителя организации.
Горная подготовка.
Основные усилия в подготовке спасателей-альпинистов направить на отработку навыков передвижения по всем видам горного рельефа с применением альпинистских спасательных технологий, спелеоспасательную подготовку в пещерах, шахтных тоннелях и колодцах. Особое внимание уделить на отработку приемов и способов организации страховки и самостраховки.
Практические занятия по горной подготовке проводить в период учебных сборов регионального уровня с выездом в горные регионы не реже 1 раза в год. Отдельные разделы программ отрабатывать в местах постоянной дислокации формирований с учетом специфики и особенностей регионов.
Подготовку спасателей-альпинистов АСС (АСФ) осуществлять методом учебно-тренировочных сборов в условиях высокогорья в период с апреля по октябрь.
Водная подготовка.
Практические занятия спасателей по водной подготовке проводить в период учебных сборов регионального уровня. Отдельные разделы программ подготовки отрабатывать непосредственно в местах постоянной дислокации формирований с учетом особенностей водных объектов.
В ходе занятий обучать спасателей правилам поведения на воде, эксплуатации плавсредств, организации безопасного плавания, особенностям спасания и оказания первой помощи людям, пострадавшим на воде.
Особое внимание уделить обучению правилам и мерам безопасности при сплавах по рекам повышенной сложности прохождения.
Первоначальное обучение и повышение квалификации спасателей- водолазов и водолазных врачей проводить в условиях специализированных учебных центров (организаций) в соответствии с утвержденными программами по водолазной подготовке и действующими нормативными правовыми актами.
Сборы водолазных специалистов и водолазных врачей АСС (АСФ) проводить ежегодно с приемом зачетов и практическими погружениями для подтверждения квалификаций и допуска к водолазным работам и спускам.
Региональные учебные сборы водолазных специалистов, водолазных врачей и спасателей-водолазов проводить не реже 1 раза в год со сдачей зачетов для подтверждения квалификаций и допуска к водолазным работам и спускам.
Учебно-тренировочные сборы спасателей-водолазов ПСФ (АСФ) с тренировочными погружениями и отработкой учебных задач проводить не реже 1 раза в полгода.
Обратить внимание на отработку навыков эксплуатации автотранспорта, аварийно-спасательного оборудования и средств связи в условиях ЧС, умение оперативно устранять неисправности, профессионально осваивать новые виды аварийно-спасательного оборудования и техники.
Особое внимание обратить на повышение эффективности и качества отработки упражнений по ведению спасательных работ в условиях ДТП, соблюдение мер безопасности при работе с оборудованием, не допускать эксплуатации не освидетельствованного органами Гостехэнергонадзора аварийно- спасательного инструмента и оборудования.
Подготовку спасателей АСС (АСФ) к работе с АХОВ осуществлять на базе учебно-методических центров по ГО и ЧС, а также в ходе плановых теоретических и практических занятий в местах постоянной дислокации.
Практическую работу с АХОВ осуществлять после аттестации на данный вид работ и при надлежащей технической оснащенности спасателей.
Кинологическую подготовку проводить по направлениям - поиск и спасение пострадавших в различных условиях, обнаружение взрывчатых веществ, поиск тел погибших.
Обучение по кинологической специализации осуществлять в учебных центрах МЧС России, при проведении учебно-методических, учебнотренировочных сборов и учений, а также тренировочных занятий в учреждениях и организациях МЧС России на объектах, моделирующих аварийно-спасательные работы, а также специально оборудованных учебно-тренировочных кинологических площадках, которые включают объекты, позволяющие эффективно подготовить служебную собаку.
Занятия по физической подготовке проводить 2 раза в неделю по 2 часа. Особое внимание уделить развитию силовой выносливости, умению длительно переносить высокие физические и психологические нагрузки.
Контрольные занятия по физической подготовке со спасателями проводить 1 раз в месяц под руководством руководителей АСС (АСФ) с принятием зачетов, отработкой нормативов и выставлением оценок. Полученные оценки учитывать при последующей аттестации спасателей.
Время между зимним и летним периодами обучения использовать для развития и совершенствования учебно-материальной базы АСС (АСФ), проведения необходимых работ по обустройству (ремонту) спортивных городков и тренажерных комплексов.
При подготовке АСС (АСФ):
основные усилия направить на постоянное совершенствование учебного процесса, повышение его качества, развитие учебно-материальной базы и эффективности ее использования;
организовать изучение и внедрение передового опыта лучших АСС (АСФ) по организации подготовки спасателей;
обеспечить постоянный контроль мероприятий подготовки спасателей АСФ;
проверку качества выполнения учебных планов и программ, уровня подготовки спасателей осуществлять комплексными группами в ходе плановых (не реже 1 раза в год) и внезапных проверок, а также в ходе сборов, учений и соревнований.
3.3. Задачи по подготовке подразделений пожарной охраны
В соответствии с приказом МЧС России от 26.10.2017 №472
«Об утверждении Порядка подготовки личного состава пожарной охраны» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 февраля 2018 г., регистрационный № 50008) профессиональная подготовка личного состава подразделений пожарной охраны осуществляется путем:
а) профессионального обучения граждан, впервые принимаемых на службу (работу) в подразделения пожарной охраны, предусматривающего приобретение ими основных профессиональных знаний и умений, необходимых для выполнения служебных обязанностей;
б) обучения в соответствии с законодательством Российской Федерации по образовательным программам:
основного общего и среднего общего образования, интегрированного с дополнительными общеразвивающими программами, имеющими целью подготовку несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе;
среднего профессионального образования; высшего образования;
дополнительного профессионального образования;
в) подготовки личного состава дежурных караулов (смен) к боевым действиям по тушению пожаров и ликвидации ЧС;
г) служебной и физической подготовки;
д) повышения квалификации;
е) переподготовки;
ж) стажировки;
з) самостоятельной подготовки.
Основными задачами профессионального обучения личного состава пожарной охраны являются:
организация и осуществление профилактики пожаров; спасение людей и имущества при пожарах, оказание первой помощи; организация и осуществление тушения пожаров и проведения АСР. Совершенствовать организацию тактической подготовки начальствующего состава, предусматривающую развитие в следующих видах занятий:
1) Занятия в Школе оперативного мастерства (далее - ШОМ).
2) Изучение оперативно тактической характеристики района выезда.
3) Решение пожарно-тактических задач.
4) Групповые упражнения или деловые игры.
5) Разбор пожаров.
6) Пожарно-тактические учения
7) Стажировка начальствующего состава
При планировании занятий по тактической подготовке в обязательном порядке организовывать участие оперативно-должностных лиц подразделений других видов пожарной охраны
В соответствии с действующими нормативными правовыми актами МЧС России определить следующий порядок подготовки газодымозащитников, в части, касающейся специальных периодических тренировок в средствах индивидуальной защиты органов дыхания на свежем воздухе и в зоне с непригодной для дыхания средой:
на свежем воздухе - один раз в месяц. Проводятся начальником дежурного караула, на отдельном посту - начальником отдельного поста по методическим планам, утвержденным непосредственным начальником, с приложением учебных документов, необходимых руководителю занятия для их проведения;
на свежем воздухе при проведении пожарно-тактических учений и занятий по решению пожарно-тактических задач - один раз в месяц. Проводятся начальником (заместителем начальника) подразделения по методике, соответствующей планам проведения учений и занятий по решению пожарнотактических задач, их задачам и тактическому замыслу;
в зоне с непригодной для дыхания средой (теплодымокамере) - один раз в квартал по установленной методике. Проводятся начальником (заместителем начальника) подразделения по методическим планам, утвержденным
непосредственным начальником, с приложением документов, необходимых руководителю занятия для их проведения;
на огневой полосе психологической подготовки - не менее одной тренировки в год (в летний или зимний период обучения) по методике, соответствующей требованиям проведения занятий на огневой полосе психологической подготовки. Проводятся начальником (заместителем начальника) подразделения по методическим планам, утвержденным
непосредственным начальником.
Организовать оказание методической помощи организациям, ведущим работу по подготовке добровольных пожарных. В ходе участия в командноштабных учениях, пожарно-тактических учениях и пожарно-тактических занятиях отрабатывать вопросы организации взаимодействия Государственной противопожарной службы субъекта Российской Федерации (далее - ГПС) с подразделениями всех видов пожарной охраны и волонтерами-спасателями. При привлечении волонтеров-спасателей к участию в командно-штабных учениях, пожарно-тактических учениях и решении пожарно-тактических задач координировать их деятельность или усиливать ими подразделения пожарной охраны, закрепляя волонтеров-спасателей за наиболее подготовленными специалистами (наставниками) ГПС.
- Доведение Организационно-методических указаний
На основе настоящих Организационно-методических указаний:
ФОИВ организовать разработку организационно-распорядительных документов по подготовке органов управления, сил ГО и ФП РСЧС;
ОИВ субъектов Российской Федерации:
организовать разработку организационно-методических указаний по подготовке органов управления, сил ГО и ТП РСЧС;
в установленном порядке внести изменения в планы основных мероприятий в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.